Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Оснащенность образовательного процесса
Благодаря использованию экономических механизмов развития материально-техническая база дошкольного учреждения соответствует основным требованиям организации дошкольных учреждений.
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ создана безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время Учреждение укомплектовано необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми. В ДОУ созданы условия для детей инвалидов и детей с особенностями здоровья.
Детский сад размещен в 6 корпусах площадью 3844 кв. м на территории площадью 7448 кв.м.
Выделены кабинеты: заведующего, делопроизводителя, методический, медицинский (с изолятором). Имеются оборудованные: 2 современных пищеблока, овощехранилище, кладовые, прачечная.
- В корпусах имеются:
- бассейн с залом сухого плавания;
- детская сауна (теплая комната);
- 2 спортивных зала;
- актовый зал;
- кабинет английского языка;
- кабинет предшкольной подготовки;
- изостудия;
- компьютерный класс;
- кабинет психолога;
- кабинет логопеда;
- кабинет инструктора по ФИЗО;
- сенсорная комната;
- зимний сад.
Доступ к электронным и информационным системам
В ДОУ организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в компьютерном классе по дополнительной образовательной программе. Специальные технические средста коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями имеются в сенсорной комнате.
- Интерактивное оборудование с возможностью выхода в интернет:
- Количество компьютеров в методическом кабинете - 1 шт.
- Количество компьютеров в кабинете заведующего - 1 шт.
- Количество компьютеров в кабинете педагога-психолога - 1 шт.
- Количество компьютеров в кабинете заместителя заведующего по ВМР - 1 шт.
- Количество компьютеров в кабинете делопроизводителя - 1 шт.
- Количество компьютеров в медицинском блоке - 1 шт.
- Мультимедийное оборудование:
- Мультимедийный фокусный проектор - 1 шт.
- Вспомогательная оргтехника:
- Принтер-сканер - 4 шт.
- Принтер - 1 шт.
Сведения о наличии оборудованных групповых помещений
13 групповых помещений включают в себя светлые, просторные игровые комнаты, которые оснащены необходимой удобной мебелью, соответствующей антропометрическим показателям детей; современными техническими средствами обучения. Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармоничная развивающая среда пребывания.
Нашими педагогами качественно подобран игровой и дидактический материал для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. Зонирование пространства в группах позволяет каждому ребенку найти занятие в соответствии со своими интересами и замыслами. Уютные спальные комнаты позволяют детям полноценно отдохнуть во время дневного сна.
Сведения о наличии учебных кабинетов и библиотеки
В учреждении оборудованы учебные кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный, спортивный залы, бассейн, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Библиотека детского сада расположена в методическом кабинете.
Имеется библиотека методической и детской художественной литературы, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Создана библиотека мультимедийного презентационного материала.
Объекты для проведения практических занятий
Музыкальные залы предназначены для организации музыкальных занятий, праздников и развлечений, театрализованной деятельности. В них созданы все необходимые условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.
Оба музыкальных зала оснащены музыкальным центром, фортепиано, мультимедийным проектором, синтезатором, стереосистемой. Структурная организация помещений групп, материалы, оборудование являются не случайным набором различных предметов, а важным компонентом той образовательной среды, в которой растет и развивается ребенок.
Объекты спорта
Два спортивных зала оснащены гимнастической стенкой, модулями для прыжков, подлезания, равновесия, матами для гимнастических и акробатических упражнений, мячами, мячами-прыгунами, гимнастическими валиками для коррекции осанки, нетрадиционным оборудованием: массажерами, дорожками, лотками с наполнителями, массажными ковриками, мешочками для метания и т.д.
Для физической активности детей на групповых участках имеется спортивное оборудование, выносной инвентарь. Для полноценного физического развития детей на территории детского сада оборудована спортивная площадка.
Средства обучения и воспитания
В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря природы. В уголках экспериментирования старшие дошкольники знакомятся с простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, микроскоп, магнит, весы и т.п.), ставят простейшие опыты. Элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра - входят в дизайн интерьера детского сада.
В ДОУ активно ведется работа по расширению сферы познавательных интересов детей, формированию навыков исследовательской деятельности. Для детского экспериментирования в старших и подготовительных группах созданы мини-лаборатории, где дети самостоятельно познают свойства веществ, таких как глина, песок, сахар, бумага разного качества и т.д., проводят простейшие опыты с магнитами, зеркалами, грузами разной величины.
В каждой группе есть необходимый инвентарь для работы и проведения экспериментов с растениями: ящики для рассады, рыхлители, лейки, микроскоп, лупы и пр. Воспитатели учат детей делать зарисовки, записи в виде условных знаков.
В ДОУ имеются музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, музыкальные игрушки. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Состояние здания и территории учреждения соответствует санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
Условия питания и охраны здоровья воспитанников
В Учреждении имеются 2 пищеблока, оснащенные современным технологическим оборудованием, которое помогает экономить энергию, время, значительно облегчить труд поваров. Холодильное оборудование имеет панель для установки и регулирования температуры. В наличии электрокотлы, стационарные духовые шкафы, универсальные кухонные машины,пароконвектомат. Количество подсобных помещений пищеблоков выстраивает работу по принципу поточности и не допускают перекреста сырой и готовой продукции.
Медицинский блок с кабинетом врача, процедурным кабинетом, оснащены всем необходимым медицинским оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН.
Сегодня огромное внимание уделяется вопросу безопасности, поэтому наш детский сад оснащен охранной, пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения.
- Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников организаций УФСБ и ОМВД.
- Для вызова сотрудника воспользуйтесь телефонами: ОМВД +7 (8793) 33-10-30, УФСБ +7 (8793) 33-32-33.
Создание условий для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник, инструктор по физической культуре.
При организации образовательной, игровой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПк, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой; врачом-педиатром, которая осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
- В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. В учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (работники ДОУ, родители, законные представители) предусмотрен в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Таким образом, в дошкольном учреждении созданы все условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, направленные на реализацию индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Доступная среда
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ детском саду №41 «Планета детства» имеются:
- 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя-логопеда;
- сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду созданы условия для полноценного развития детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В учреждении оборудовано 14 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), моечная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, ФГОС ДО и СанПин.
Для проведения практических занятий в учреждении имеется:
- изостудия;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- сухой бассейн;
- воздушно – пузырьковая колонна с зеркальными панелями и мягким основанием;
- пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»;
- бизиборды;
- сухой душ.
Библиотека приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия.
Объекты спорта приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для организации двигательной активности воспитанников, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеется спортивный зал, который оснащен гимнастической стенкой, матами для гимнастических и акробатических упражнений, мягкими спортивными модулями для прыжков, подлезания, мячами, мячами-прыгунами скакалками, сухой бассейн, обручами, детскими тренажерами, баскетбольными стойками, дорожками и другими атрибутами. В учреждении имеется бассейн и зал сухого плавания. На территории детского сада есть стадион, который активно используется в теплое время года для проведения физкультурных занятий, спортивных развлечений, массовых мероприятий. Для осуществления задач физического воспитания в каждой группе имеется «Центр двигательной активности». В нем размещен спортивный инвентарь, картотеки подвижных и малоподвижных игр, настольные спортивные игры, дидактический материал на спортивную тему. На улице каждая группа имеет свой индивидуальный участок, на котором воспитанники удовлетворяют свои потребности в двигательной активности.
Средства обучения и воспитания приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи).
Беспрепятственный доступ в здания образовательной организации
На входных воротах на территорию учреждения имеется кнопка вызова для встречи и оказания помощи при входе в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход». Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На стоянке детского сада предусмотрено место для инвалидов. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020г. Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют сертификат соответствия. Качество продуктов проверяется медицинским работником, кладовщиком и поваром. Бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль качества пищи. Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (В ред. От 28.06.2014) «Об образовании в Российской федерации» в учреждении создаются условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- оказание первичной медико-санитарной помощи;
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной нагрузки, согласно СанПиН;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- пропаганда и обучение культурно-гигиеническим навыкам;
- разработана адаптированная программа.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационнымм сетям приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен адаптированной основной образовательной программой учреждения.
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- мультимедийная установка (проектор, экран);
- музыкальный центр;
- магнитофон;
- дорожки массажные.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.