Интернет-портфолио
«Профессиональное самообразование воспитателя»
Индивидуальная программа самообразования
- Начало работы: сентябрь 2020 г.
- Окончание работы: май 2021 г.
- Форма самообразования: индивидуальная.
- ТЕМА
- «Развитие речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики».
- ЦЕЛЬ
- Создать условия для построения педагогического процесса, способствующего развитию речи детей.
- ЗАДАЧИ
- 1. Пройти обучение через онлайн вебинары на сайте Всероссийского Форума «Педагоги России».
- 2. Изготовить своими руками развивающие игры: «Карты Проппа», «Графические символы для построения загадок» (по технологии А.И. Нестеренко), схемы для составления лимериков, загадок.
- 3. Организовать мастер-классы для родителей по обучению и внедрению нетрадиционных технологий рисования дома.
- 4. Организовать мастер-классы для педагогов по обучению и внедрению технологий развития речи: составление загадок А.И. Нестеренко, составление лимериков.
- 5. Развивать у детей наблюдательность, воображение, внимание, память, креативность мышления.
- 6. Развивать у детей мелкую моторику.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
- Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений решать одновременно несколько проблем:
- - во-первых, влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
- - во-вторых, улучшать развитие речи детей;
- - в-третьих, готовить детей к овладению навыками письма.
Успешному развитию моторики способствует использование таких нетрадиционных изобразительных техник, как «Пластилинография», «Граттаж», «Рисование ладошками», «Кляксография», «Выдувание трубочкой», «Ниткография».
Тип | Размер | Ссылка | Название документа |
224 Кб | Скачать | Индивидуальный план самообразования |
Из опыта работы
Методическая копилка
Тип | Размер | Ссылка | Название документа |
544 Кб | Скачать | Статья «Методы активного развития речи одаренных детей в дошкольной организации» | |
564 Кб | Скачать | Мастер-класс «Технология составления загадок» | |
230 Кб | Скачать | Консультация для воспитателей «Составление дошкольниками рифмованных текстов «Лимерики» | |
351 Кб | Скачать | Консультация для воспитателей «Речевые игры, как метод активизации словаря дошкольников» | |
996 Кб | Скачать | Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как залог успешного развития речи» | |
278 Кб | Скачать | Консультация для родителей «Играем с ребенком дома» | |
1,3 Мб | Скачать | Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики рук у дошкольников на развитие речи» | |
278 Кб | Скачать | Семинар с родителями «Играйте вместе с детьми» |
Разработки по теме самообразования
Тип | Размер | Ссылка | Название документа |
905 Кб | Скачать | Конспект ООД по речевому развитию с использованием ИКТ «Путешествие в город Загадок» | |
362 Кб | Скачать | Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Постирала Маша вещи...» | |
362 Кб | Скачать | Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы | |
293 Кб | Скачать | Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Сравнение предметов по ширине» |
Фото и видео материалы
Достижения